Под конец 1942 года на фронте сложилась благоприятная для действий советской армии в районе Ленинграда обстановка. Операция «Марс» подо Ржевом и окружение 6-й армии Паулюса в Сталинграде оттянули на себя часть резервов Вермахта, в том числе резервы группы армий «Север».

 

18 ноября 1942 года командование Ленинградского фронта представило Верховному Главнокомандующему свои предложения по подготовке нового наступления под Ленинградом. В ходе «Шлиссельбургской операции» в декабре 1942 года планировалось совместно с Волховским фронтом «снять блокаду с Ленинграда» и «обеспечить постройку железной дороги вдоль Ладожского канала», а в ходе «Урицкой операции» в феврале 1943 года — восстановить сухопутную связь с Ораниенбаумским плацдармом. Ставка ВГК, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве вражеской обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. План «Шлиссельбургской операции» был утверждён директивой № 170696 от 2 декабря 1942 года. В конце 1942 года И. В. Сталин предложил название операции — «Искра», объяснив это тем, что все попытки прорвать блокаду закончились неудачей, а теперь из этой искры должно возгореться «пламя». Операции была назначена дата готовности к 1 января 1943 года.

 

По замыслу операции, войскам Ленинградского и Волховского фронтов совместными усилиями требовалось разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. операцию закончить». После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. Ленинградскому фронту (67-я армия, 55-я армия и 13-ая воздушная армия) и Волховскому фронту (2-я ударная армия, 8-я армия, 54-я армия и 14-я воздушная армия) осуществляла содействие артиллерия Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, в том числе 406-мм орудия недостроенных линкоров типа «Советский Союз» с полигонов и железнодорожные артиллерийские платформы.

 

В процессе подготовки к операции были учтены ошибки предыдущих попыток прорыва блокады. Первое и самое главное — одновременное наступление фронтов с двух сторон, что не дало бы противнику сосредоточить все усилия для отражения наступления в одном месте. Второе — необходимость форсирования Невы широким фронтом и создание плацдармов сразу в нескольких местах. Третье — тренировка войск для форсирования в географических условиях, приближенных к реальности, отрабатывался штурм высокого обледенелого берега с помощью лестниц и создание проходов для тяжелой техники. Одним из факторов, помогавшим нашим войскам в ходе операции была погода, зима была достаточно холодной для того чтобы ледяной покров выдерживал тяжелую гусеничную технику, но не такой холодной как в 41 и 42 году. Так же к тренировке войск можно отнести проведенные штабные игры для подготовки командного состава.

 

Советским войскам в непосредственно в бутылочном горле на берегу Ладожского озера противостояли дивизии 26 армейского корпуса 18-й армии Вермахта. Однако, вражеская оборона строилась давно, были выстроены и отработаны маршруты быстрой переброски войск и припасов, из-за чего подкрепления могли поступать очень быстро. Укрепленные много раз ДЗОТы уже могли выдерживать попадания артиллерийских снарядов, в здание 8-ой ГРЭС и окружающие постройки использовались пулеметчиками и артиллерийскими наблюдателями, наводящими уже хорошо пристрелянные орудия. Боеприпасами орудия противника были обеспечены на 200 процентов по нормативам на оборону, так как вражеское командование планировало проводить наступательные операции вдоль берега Ладожского озера для перерезания Дороги жизни и соединения с финнами, но отказалось от них из-за событий подо Ржевом и Сталинградом.

 

12 января в 9:30 утра началась артиллерийская подготовка, 2 часа 20 минут в полосе наступления 67-й армии (12 км по фронту, 140 орудий на километр) и 1 час 45 минут в полосе наступления 2-й ударной армии. В 11:15 наступление начала 2-я ударная, в 11:50 — 67-я. Успех был достигнут на центральном участке наступления 67-й армии благодаря артподготовке 38-го гвардейского миномётного полка и последующего наступления — 268-й дивизией и 86-м отдельным танковым батальоном в районе севернее 2-го Городка и 136-й дивизией и батальоном 61-й танковой бригады в районе Марьино. К концу дня, сломив сопротивление 170-й пехотной дивизии противника, советские войска сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм шириной около 6 километров и глубиной до 3 километров. Сразу же после этого инженерные части приступили к постройке переправы в районе Марьино для средних и тяжёлых танков, которая была закончена только к 14 января. Успеху прорыва на данном участке сильно поспособствовала артиллерия, которая смогла не только подавить большинство огневых точек противника на первой линии, но и нанести ущерб войскам второго эшелона противника.

 

Однако на флангах такого успеха достичь не удалось, 45-я гвардейская наступавшая на правом фланге в районе Невского пятачка смогла захватить только первую траншею противника, войска в районе 8 ГРЭС понесли тяжелые потери и отступили, а на левом фланге 86-я дивизия завязла в боях за Шлиссельбург.

 

Успехи 2-й ударной присутствовали, но в ограниченном количестве, так как артиллерия не смогла подавить все огневые точки противника, а продвижение было ограничено наличием торфяных болот. Был взят крупный опорный пункт роща «Круглая» и была прорвана оборона 227-й дивизии противника с продвижением вглубь на 2 километра, но взять Липки и Рабочий поселок №8 не удалось. С первого же дня командование Вермахта стало вводить резервы.

 

С 13 по 17 января сражение приняло затяжной характер. Обе стороны начали вводить резервы, во второй день контратака немецких подразделений вынудила оставить часть территорий 268-ю дивизию, но выйти к Неве у немцев не получилось. Гарнизон Шлиссельбурга оказался в критическом положении из-за атак советских войск, включая неудачную атаку двух бригад по льду Ладожского озера, однако город продолжили удерживать.

 

14 января советские солдаты впервые захватили неизвестный до этого немецкий танк, который оказался новейшим немецким тяжёлым танком Pz. kpfw. VI «Тигр» из состава 502 тяжелого танкового батальона. Чуть позже был захвачен и второй «Тигр», оба танка были отправлены в Кубинку для исследований.

 

Войска 67-й армии, несмотря на ввод резервов не смогли добиться успехов в районе наступления 45-й гвардейской дивизии и были вынуждены местами перейти к обороне. В центре наступления 2-й ударной армии 15 января 372-я дивизия взяла Рабочие посёлки № 8 и № 4, а 17 января вышла к Рабочему посёлку № 1. К этому моменту 18-я стрелковая дивизия и 98-я танковая бригада уже несколько дней вели ожесточённый бой на подступах к Рабочему посёлку № 5, который с запада также атаковали 136-я дивизия и 61-я танковая бригада 67-й армии.

 

К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В районе Рабочих поселков № 5 и № 1 держала оборону немецкая «группа Хюнера», которой была поставлена задача до последней возможности удерживать позиции, а войскам попавшим в окружении в районе Шлиссельбурга и Липки была дана команда пробиваться на юг. Первый номинальный прорыв блокады состоялся 18 января 1943 в 9:30 утра, когда первый отдельный стрелковый батальон 123-й отдельной стрелковой бригады 67-й армии Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном, старшим лейтенантом Калуговым, сержантом Анисимовым встретились с частями 372-й дивизии 2-й ударной армии Волховского фронта во главе с майором Мельниковым и командиром 440 разведроты старшим лейтенантом Ишимовым на восточной окраине Рабочего посёлка № 1. В 10:30 к ним присоединился командир 372-й стрелковой дивизии полковник Радыгин, взявший на себя дальнейшее командование.

 

Однако расширение прорыва, от которого немцы уже не могли избавиться обеспечила 136-ая стрелковая дивизия, которая ворвалась в рабочий поселок №5 на плечах отступающих немцев, после их попытки контратаки. В тот же день 86-я дивизия и 61-я танковая бригада зачистили Шлиссельбург, а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые взяли Липки. Таким образом, 18-го января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

 

С 20 по 30 января, войска 67-й и 2-й ударной армии, образовав общий фронт приняли попытку наступления с целью овладения Кировской железной дорогой и Синявинскими высотами, однако поставленных целей не добились, так как противник успел перебросить большое количество резервов и авиации, которые не успели прибыть к началу операции «Искра», но сумели выстроить крепкую оборону на Синявинских высотах и вокруг них.

 

Результаты операции, хоть и небольшие в плане территориальных приобретений (8-11 километровый коридор соединяющий Ленинград с остальной страной), были огромными с политической, символической и материальной точек зрения. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль (после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21) и несколько мостов через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «большой земли». Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.

 

За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов наградили орденами и медалями, 9 присвоили звание Героя Советского Союза (по другим данным — 12). Особенно отличившиеся части преобразовали в гвардейские: 136-я (ком. Н. П. Симоняк) и 327-я (ком. Н. А. Поляков) стрелковые дивизии преобразовали в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковую бригаду (ком. В. В. Хрустицкий) — в 30-ю гвардейскую танковую бригаду.

 

На изображениях:

 

1) Положение войск под Ленинградом к концу 1942 года;
2) План наступления советских войск;
3) Командующий 136-й стрелковой дивизией Н.П.Симоняк;
4) Командующий 327-й стрелковой дивизией Н.А.Поляков;
5) Наступление Волховского фронта;
6) Встреча советских солдат Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши;
7) Встреча советских солдат 67-й армии и 2-й ударной армии у Рабочего поселка № 5;
8) Акт о соединении советских войск.